Олег Сараев: «За экологическое будущее нашего города можно быть спокойным»

26.05.2009 12:28 Интервью Автор: Администратор
Печать

— Экологическая обстановка в Череповце, крупном промышленном центре, всегда вызывала и вызывает различные толкования общественности. А какова ваша оценка как профессионала?
— Я родился в этом городе, и мне глубоко небезразлична экологическая среда, которая окружает меня и моих близких. Я это говорю не как руководитель управления охраны окружающей среды, но как рядовой житель города.

Чтобы ответить на ваш вопрос, обратимся к цифрам. Череповец — один из крупных промышленных центров России, где помимо развитой металлургической и химической промышленности действуют предприятия машиностроения и металлообработки, деревообрабатывающая промышленность. И поэтому если и сравнивать Череповец, то логичнее с городами из одной весовой, то есть промышленной, категории: Магнитогорском, Челябинском, Нижним Тагилом, Липецком и другими развитыми центрами. Так вот, Череповец на их фоне выглядит весьма неплохо. Одним из объективных показателей экологического благополучия является индекс загрязнения атмосферного воздуха (ИЗА). Показателем неблагоприятных условий с экологической точки зрения является индекс загрязнения атмосферного воздуха свыше 14 единиц. Например, по итогам 2007 года этот показатель в Магнитогорске и Новокузнецке превышал 14, в Череповце он составил 6,6 единицы. Как видите, разница существенная.

Ежегодно в государственных докладах формируется приоритетный список городов Российской Федерации с наибольшим уровнем загрязнения воздуха (индекс загрязнения атмосферы равен или более 14­ти). До 2004 года и Череповец присут­ствовал в данном списке, так как индекс достигал уровня 15 единиц, то есть загрязнение воздуха характеризовалось как очень высокое. С 2005 года благодаря существенному снижению ИЗА Череповец вышел из этого рейтинга. В 2008 году ИЗА по городу составил 6,3 единицы.

— С чем это, по вашему мнению, связано?
— С той планомерной, комплексной работой, которую ведут предприятия города по снижению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух. В таких городах, как Череповец, всегда уделяется особое внимание экологической обстановке. Ежегодно из област­ного и городского бюджетов выделяются огромные сред­ства для финансирования экологических программ. Кроме того, значительные средства на выполнение природоохранных мероприятий направляют муниципальные и промышленные предприятия города. Так, в 2008 году на финансирование городской целевой программы «Снижение воздействия факторов окружающей среды на здоровье населения, проживающего в зоне влияния промышленных предприятий» на 2004 — 2015 годы из бюджетов всех уровней, собственных средств предприятий выделено более 4 млрд рублей, из них 2,2 млрд рублей — собственные средства предприятий.

Если рассматривать конкретно по направлениям природоохранной деятельности, то на мероприятия по снижению загрязнения атмосферного воздуха предприятиями было направлено в 2008 году 957 млн рублей. Эти средства были направлены на строительство новых установок по очистке отходящих газов, повышение эффективности работы пылегазоулавливающего оборудования.

— Вы можете проиллюстрировать это цифрами?
— В результате выполнения в 2008 году природоохранных мероприятий объем валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по отношению к 2007 году снизился на 19,5 тыс. тонн и составил 331,5 тыс. тонн. В составе валовых выбросов снижение твердых веществ составило 5 тыс. тонн по отношению к предыдущему году.

Снижение объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу достигнуто за счет реализации промышленными предприятиями мероприятий по снижению техногенной нагрузки на атмосферный воздух. Значительное снижение объемов валовых выбросов достигнуто на ЧерМК ОАО «Северсталь», Череповецком заводе ОАО «Северсталь­метиз», в ЗАО «Череповецкий фанерно­мебельный комбинат», МУП «Теплоэнергия».

Анализ динамики валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на фоне изменения промышленного производства показывает, что в период с начала роста промышленного производства с 1999 по 2004 годы включительно отмечалось ежегодное снижение объемов валовых выбросов, чему способствовала реализация воздухоохранных мероприятий. В 2005 и 2006 годах при существенном росте производства — до 28 % — наблюдалась незначительное, до 0,7 %, увеличение выбросов, а затем в 2007 и 2008 годах опять наблюдается устойчивое снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

— Промышленный сектор явно впереди города с точки зрения улучшения экологической обстановки, ведь количество транспорта в Череповце — основного загрязнителя воздуха — по­стоянно растет. Значит ли это, что горожан ждут худшие времена, и что делает природоохранный комитет мэрии, чтобы повлиять на эту ситуацию?
— Отрицать наличие проблемы роста численности личного автотранспорта бессмысленно. Эта проблема видна невооруженным глазом благодаря бесконечным пробкам, в которые, как ни увиливай, все равно попадаешь. Следствием увеличения количества автотранспорта является другая не менее важная проблема — выбросы. По последним данным, примерный объем выбросов автотранспорта составляет в общем объеме загрязняющих веществ порядка 10 %, переводя на цифры — более 38 тыс. тонн. И в последние годы эта цифра непрерывно росла.

— Что же, мы скоро со­всем будем задыхаться в пробках?
— Вопрос интересный и неоднозначный. Цифра, которую я назвал, конечно, большая. Тем не менее на сегодня компонентный анализ атмо­сферного воздуха на контрольных постах стационарного наблюдения, расположенных в различных районах города (на Октябрьском проспекте, район ФМК, Красноармейской площади, на перекрестке Первомайской — Гоголя — Победы), показывает отсутствие превышения среднесуточной концентрации оксида углерода, считающегося вдыхаемым ядом, способным создавать дефицит кислорода в тканях тела, повышать количество сахара в крови.

Чем это объясняется? На мой взгляд, это обусловлено действием нескольких факторов:
— введением в России европейских экологических норм и, как следствие, отказом от этилированного бензина и ужесточением норм токсич­ности выхлопов автомобилей;
— введением инструментального контроля автотранспорта при техническом осмотре. Пять — десять лет назад чадящие автомобили, грузовики, автобусы на улицах являлись нормой, сейчас подобные картины — большая редкость.

Кроме того, и городом много внимания уделяется этой проблеме. В рамках город­ской экологической программы предусмотрены мероприятия по снижению нагрузки на среду обитания от автотранспорта. Это в первую очередь строительство, реконструкция и модернизация городских улиц, мостов, светофорных объектов, что позволит улучшить транспортную логистику и позволит начать дышать более свободно на дорогах. Ведь известно, что один из самых пиковых выбросов происходит при работе двигателя на холостом ходу, а также при разгонах и торможениях, то есть на режимах, характерных для пробок на дорогах.

Часть этих работ уже выполнена. По улице Сталеваров пустили «зеленую волну», и при благополучном стечении обстоятельств от железнодорожной развязки до Октябрьского моста можно доехать практически без остановок. Совсем недавно провели мониторинг атмосферного воздуха на реконструированном перекрестке (Победы — Первомайской — Гоголя), и анализы показывают падение среднесуточной концентрации вредных веществ. В ближайшие годы, несмотря на кризис, рост числа автовладельцев, думаю, продолжится, но экологическую обстановку это не должно ухудшить — скоро второе рождение отметит Ягорбский мост, пропускная способность по пр. Победы возрастет благодаря расширению по одной нитке в обоих направлениях в районе Красноармейской площади.

— Городские власти в минувшем году многое сделали с точки зрения благоустройства дворовых территорий, увеличения числа парковок, и жители горячо приветствуют эту работу, сопряженную с большими материальными и финансовыми затратами. Но всегда ли экология, скажем, дворовой территории «опирается» на возможности бюджета?

— Действительно, ремонт дворовых территорий требует значительных затрат. По данным ДЖКХ, в 2008 году на ремонт дворовых территорий площадью 166,2 тыс. квадратных метров потребовалось более 153 миллионов рублей средств областного и город­ских бюджетов. Но и здесь есть подводные камни, потому что во дворах существует конфликт интересов. Одна половина жильцов, скажем, хочет расширить парковочную территорию, другая же жаждет, чтобы было больше цветов, деревьев и игровых площадок для детей. Что же в итоге получится, будет зависеть от дипломатических качеств управляющих компаний и председателей ТСЖ, смогут ли они предложить компромиссный вариант, устраивающий обе стороны.

В каких дворах мы живем, зависит прежде всего от нашего собственного участия в процессе благоустройства. Каждый из нас может внести свою лепту в создание красоты. Раз уж задали вопрос об ответственности людей за окружающую среду, хочется высказаться о наболевшем. Каждый год можно наблюдать одну и ту же картину, как тающий снег обнажает неприглядные следы бескультурного отношения к природе, да и просто неуважения к самим себе. Поэтому хотелось обратиться к нашим жителям с огромной просьбой: соблюдать чистоту своего подъезда, своего двора, а проще — не выбрасывать мусор из окна, не ставить автомобиль на газон, детскую площадку, не уничтожать цветы на клумбах. И город будет чище и комфортнее, и дополнительных затрат бюджета не потребуется.

— Вы только вступили в должность руководителя управления охраны окружающей среды мэрии Череповца. Какие строите планы на перспективу?
— Пока рано говорить о планах, необходимо разобраться в состоянии дел, проанализировать существующую ситуацию, выделить наиболее проблемные точки. Только после этого можно говорить о чем­то конкретном. Главная цель для меня на новом месте — чтобы моя работа приносила зримую пользу.

— В какой степени город в решении экологических проблем опирается на средний и малый бизнес, какие проекты могут и должны заинтересовать предпринимателей, какая «ниша» на сегодня является самой перспективной?
— Рынок экологических работ и услуг в Череповце имеется. Однако он недостаточен. В настоящее время средний и малый бизнес предоставляет ряд услуг по обращению с отходами производства и потребления, по разработке экологических проектов, нормативов допустимых уровней загрязнения окружающей среды, экологическому консалтингу, внедрению программных средств в сфере охраны окружающей среды, осуществляет работы по ликвидации экологических последствий при чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера и некоторые другие виды работ.

Кроме того, в Череповце существует ряд предприятий с экологической направленностью работы, в первую очередь, занимающихся озеленением города. Насколько успешно они справляются со своей работой, можно судить, глядя на цветущие клумбы, только­только начинающие приживаться молодые деревья, высаженные вдоль дорог, в скверах, парках. Деятельное участие в разрешении экологических проблем принимает «Природоохранный центр», который занимается переработкой строительного мусора, утилизацией покрышек. В данный момент организация открывает цех по демеркуризации ртутных ламп.

В общем, возможностей много, но сложность здесь заключается в том, насколько мы с вами готовы нести дополнительные расходы по утилизации отходов. Ведь новые предприятий по их переработке должны приносить своим владельцам прибыль.

Тем не менее считаю, что в будущем мы придем к западной технологии избавления от мусора, когда у нас будет стоять не один контейнер для мусора, а сразу несколько в зависимости от материалов (пластик, бумага, стекло, бытовые отходы и т. д.). В результате их дальнейшей переработки мы бы получали новый продукт. Подобный подход не только ведет к сокращению объемов мусора, но он просто выгоден с точки зрения экономии природных ресурсов, поскольку производственная цепочка замкнется.

— Олег Викторович, вы говорили о неготовности людей повысить экологическую ответственность, предполагающую материальные затраты, но при этом выражаете надежду, что в будущем мы придем к цивилизованному отношению к природным богатствам. Что, по­вашему, поможет поменять точку зрения?
— Экологическое воспитание — начиная с детского сада, заканчивая взрослым населением. От родителей дома, воспитателей в детском саду, учителей в школе, преподавателей в средних и высших учебных заведениях зависит то, как люди относятся к экологическим благам. С 2008 года в Череповце действует программа «Экология города», в которой есть специальный раздел «Экологическое воспитание и образование», на реализацию которого ежегодно выделяется порядка 700 тыс. рублей, и расходуются средства по прямому назначению. Один из ярких примеров — фестиваль дет­ских экологических театров «Зеленая волна». Воспитанники детских садов, детских домов, учащиеся школ в театральной форме представляют актуальные экологические проблемы и способы их решения. Так совпало, что в первые же дни своей новой работы в управлении охраны окружающей среды меня пригласили на фестиваль и я посмотрел несколько по­становок. Меня поразило, с каким профессионализмом, по­детски непосредственно, но при этом глубоко раскрывают они экопроблемы. Приятно удивило то, что авторами сценариев, кроме учителей и воспитателей, являлись сами юные артисты. Если уже школьники задумываются над экологическими проблемами и предлагают свои пути решения проблем неправомерного отношения к природе, то за экологиче­ское будущее нашего города можно быть спокойным.

Мария Коротаева, ИМА «Череповец», Речь, 26.05.2009

 
Оцените статью
(1 голос, средний балл: 5.00 )