Череповец OnLine

Шрифт
  • Увеличить
  • Обычный
  • Уменьшить
Череповец Культура Культура «Воспитываем зрителей, а не актеров»

«Воспитываем зрителей, а не актеров»

Печать

Детская студия Камерного театра, переживающая настоящий бум интереса череповецких подростков и их родителей, открыла третий набор. Год от года количество детей, желающих заниматься театром, неуклонно растет, помогая Камерному не волноваться о завтрашнем дне и справляться с нуждами сегодняшнего (занятия в студии платные). Актеры, чьи имена и фамилии известны всему городу благодаря афишам и программкам, в студии обретают отчества и «звание» учитель, или по-театральному — мастер. Среди причин, побуждающих детей после школы посещать театральные занятия, чаще всего называются две: «хочу самореализоваться» и «хочу связать с театром жизнь». Цель же самого театра — воспитывать не актеров, а умных, понимающих зрителей.

«Не волнуйтесь, возьмем всех».Вечер среды. Фойе возле гардероба (вот уж воистину, театр начинается с вешалки) напоминает поликлинику: в волнении вышагивают девочки разного возраста (мальчиков в тот день мы не встретили), диванчики заняты мамами. «Вы на прослушивание? — спрашивает вахтерша входящих в театр школьниц. — Подождите немного, через пять минут двинемся. Я провожу, вам самим не найти». Школьницы интересуются репертуаром, который необходимо исполнить на прослушивании, и получают короткий ответ: басня и стихи. «Пошли учить басню, до завтра, наверное, справимся, — рассказывает корреспонденту «Речи» девочка, представившаяся Сашей. — Хочу связать будущее с театром. Надеюсь, что здесь меня подготовят к поступлению в театральный институт. Я полгода занималась в театральном кружке, и преподавательница мне сказала, что у меня есть способности». Подружку Юлю Саша взяла для компании. На вопрос о любимом актере девчонки хором называют исполнителя одной из второстепенных ролей в фильме про Гарри Поттера. Пять минут истекают, и нас ведут на верхотуру Камерного театра, о которой знают лишь студийцы да строители. В зале с зеркалами, похожем на балетный, уже полным ходом идет запись — мы не первые. Заведующая литературной частью театра Любовь Макарова определяет вновь прибывших как «тех, кто не слышали», и объявляет, что стоимость занятий составляет 500 рублей в месяц, что во время прослушивания волноваться не надо, по­скольку возьмут всех, и что нарекания от школьных учителей студии не нужны, а следовательно, двоечников просят сначала подтянуть учебу, а потом грезить о сцене. Формальности утрясены, и начинается собственно прослушивание. Первой по списку значится маленькая Елена Дегтева, которая пришла раньше всех. Заученное стихотворение Юлии Друниной «Зинка» про нелегкую долю женщин на войне девочка принимается было читать, метясь взглядом в комиссию, но ее быстро разворачивают к «зрителям». Опыт школьного театра у Лены налицо — это обстоятельство выдает взгляд в никуда и руки за спиной. Пафос первых строф трагического стихотворения съедается волнением, но к концу голос приобретает нужный надрыв. «Молодец», — хвалит Любовь Макарова и сообщает, когда у Лены первое занятие. Следующая «конкурсантка» еще до произнесения первых слов поражает комиссию своей экстравагантностью: голова студентки юрфака металлургического техникума Яны Козленковой почти лишена волос. От предложения подойти к столу, где сидит комиссия, и читать оттуда Яна отказывается, поскольку исполнение поэмы Есенина «Черный человек» у нее задумано как целая композиция, для которой необходимо место. Минуты три Яна декламирует, двигаясь в такт стихотворному произведению о помешавшемся поэте. Заплакавший навзрыд где-то в фойе ребенок нисколько не сбивает ее — девушка повышает голос, и только. Из-за стола следует похвала за выдержку и проникновение в образ. «А басню можете прочитать?» — спрашивает актриса, а с недавних пор еще и режиссер, и педагог Камерного театра Наталья Черная. Экстравагантная Яна басню не приготовила, оправдываясь любовью к большой поэзии вроде Есенина и Цветаевой.

Яна садится, а Любовь Макарова называет следующую фамилию. Ее обладательница тоненьким голоском сообщает, что место свое в очереди пропустит. Зато 14-летняя Алена Кожемякина вызывается сама. У нее в репертуаре сильное патриотическое произведение, и стесняться ей нечего. «Лермонтов. «На смерть поэта». «Погиб поэт, невольник чести, — чеканит она громко и с чувством, глядя куда-то вниз, — пал, оклевЁтанный молвой». «ОклевЕтанный», — поправляет девушку Любовь Макарова. Алена продолжает, но через пару фраз ее снова прерывают. «Вы куда смотрите? — риторически интересуется Наталья Черная. — Вы же нам читаете, а не кому-то, кто сидит внизу». Что делать с руками и куда смотреть, когда читаешь заученный текст, — общая беда для всех поступающих в студию, и здесь обещают все это исправить. Пред очами членов комиссии место Алены занимает десятилетняя Лада Лапина в шортиках и маечке. Она тоже подготовила классику — басню Крылова «Слон и Моська». Во время чтения девочка наделяет автора, Моську и ее собеседницу Шавку разными голосами и смотрит на маму, хотя та и делает ей знаки руками обратить взор на аудиторию. Комиссия удовлетворена и просит Ладу сесть. «У нас еще стихотворение выучено», — говорит мама, но из-за стола заверяют, что выученное не пропадет и будет выслушано преподавателем.

Театр — не развлечение, а серьезная работа.«Этого прослушивания вполне можно было бы избежать, мы ведь все равно всех возьмем, но мы хотели, чтобы дети уже в первый раз пришли подготовленными, — говорит Любовь Макарова, с которой мы пообщались после прослушивания, длившегося два часа. — Чтобы поняли, что это не развлечение, а серьезная работа. Мы понимаем, что не все будут актерами, в лучшем случае — единицы. Но прививка театром у них останется. Кто-то, может быть, станет театроведом или журналистом. Но главное, что все они без исключения будут хорошими зрителями и будут любить театр».

Студия существует три года, и на сегодня в ней занимаются около семидесяти человек. Этим набором Камерный театр планирует довести количество учеников до сотни или чуть больше. Гнать никого не будут, но, по опыту самих мастеров, через месяц-два случайные люди отсеются сами собой. «Зачем к нам идут? Кто-то хочет научиться красиво и правильно говорить, у кого-то нет друзей, и им хочется общения, но в основном это самореализация, возможность себя проявить. Дети, которые насмотрелись сериалов и идут в актерскую профессию за красивой жизнью, очень быстро уходят, поскольку здесь нужно по-настоящему работать, много учить текста», — объясняет Любовь Макарова. Среди педагогов студии извест­ные актеры Камерного театра: Федор Гукасян, Алена Родина, Вячеслав Федотов и другие. К некоторым, таким, как Гукасян, ученики приходят персонально — мол, видели его на сцене, просим научить тому же. Другие педагоги подбирают группу под свои методики и задачи. «В следующем году мы берем военную тему к 65-летию Победы, и я ищу детей, не пустых внутри, которые могут поднимать серьезные темы, — говорит Любовь Макарова. — Эту девочку, которая читала стихи Друниной, я обязательно возьму».

Возраст студийцев варьируется от 10 до 25 лет. Раньше брали и совсем маленьких, даже дошкольников, но сейчас педагога для работы с ними в театре нет. В среднем уроки в студии проводятся два-три раза в неделю, но некоторые ребята уже заняты в ряде спектаклей и приходят ежедневно, как на работу. В определенном смысле это и есть работа — с обязанностями и зарплатой.

В этом сезоне у кого-то из мальчиков, воспитывающихся в студии, появится шанс сыграть главную роль. Главный режиссер Камерного театра Татьяна Макарова задумала поставить сказку Погорельского «Черная курица». Роль терзающегося совестью школяра Алеши пока вакантна. Как именно будет проводиться кастинг, пока неизвестно. Все зависит от того, кому из режиссеров доверят постановку. К примеру, вологжанин Яков Рубин, в чьем последнем спектакле «Сны Томасины» занято много юных актеров, подбирал исполнителей так. Собрал студийцев в одном зале и задал ритм, под который все они начали пританцовывать и постукивать чем придется. Затем были этюды — дети показывали животных. Из этих режиссерских впечатлений и вышли исполнители главных и второстепенных ролей.

Сегодня прослушивание и запись в театральную студию будет проводиться в последний раз. Всех желающих ждут в Камерном театре в 18 часов.

Сергей Виноградов, Речь, 04.09.2009

Афиша Череповца (не Клубинка)
 
Оцените статью
(0 голосов, средний балл: 0 )

Череповецкая автоколонна № 1456 переодела водителей в Дедов Морозов

Череповецкая автоколонна № 1456 переодела водителей в Дедов Морозов С сегодняшнего дня на ряде маршрутов муниципальной автоколонны за рулем автобусов можно наблюдать Де...

На улице Вологодской таксист сбил пешехода

На улице Вологодской таксист сбил пешехода Происшествие случилось сегодня в 6.22 на улице Вологодской, 29.51-летний водитель на машине такси "Р...

Художник по свету Игорь Кармазиков: "Один луч света может разрешить вопрос жизни и смерти, заменить собой огромный текст"

Художник по свету Игорь Кармазиков: Камерный театр посещает все больше людей, и искусство, бывшее когда-то элитарным, становится народны...

Экономия за ваши деньги

Экономия за ваши деньги До 1 января 2012 года все череповецкие квартиры должны быть оборудованы индивидуальными приборами уч...

Как правильно искать работу

Как правильно искать работу Мы довольно часто обращаемся к теме трудоустройства, раскрывая суть мер по борьбе с безработицей, пр...

Хоккеисты «Северстали» проиграли в Хабаровске

Хоккеисты «Северстали» проиграли в Хабаровске Хабаровский "Амур" сегодня выиграл у череповецкой "Северстали" домашнюю игру в рамках регулярного че...