Череповец OnLine

Шрифт
  • Увеличить
  • Обычный
  • Уменьшить
Череповец Северсталь Северсталь Первая домна снова в строю

Первая домна снова в строю

Печать

Она вернулась… Потому что нужен чугун. Потому что экономична. Потому что, уступая большим по объемам, она среди малых российских доменных печей отличается высокой производительностью. Но все же главный результат воскрешения самой старой печи меткомбината, остановленной в декабре прошлого года, будет измеряться не тысячами тонн чугуна, а воодушевлением тысяч череповчан, для которых возвращение первой печи в строй — символ изменений к лучшему. Накануне задувки печи корреспондент «Речи» побывал на объекте. И даже заглянул в жерло печи, которое сегодня раскалится до двух с половиной тысяч градусов.

«Основные ремонтные работы уже практически закончены, сейчас идут подготовительные — наладка оборудования, которой мы уделяем большое внимание, — говорит специалист по технологии доменного цеха Леонид Ва­сильев, который стал нашим проводником по домне № 1. — Если отнестись к этому процессу формально, то после задувки исправлять ошибки будет очень тяжело и дорого». Свою экскурсию Леонид Евгеньевич, как завзятый гид, начал со справочной информации, из которой стало известно, что остановили печь в декабре по велению кризиса. Впрочем, ее рабочий цикл и без того истекал, и в 2010 году домна все одно была бы остановлена на ремонт. Каковой и был произведен в период полугодового простоя — заменены огнеупорная футеровка и система охлаждения, существенному ремонту подверглись   тракт холодного и горячего дутья, воздухонагреватели и шихтоподача. Хотя первая доменная печь самая маленькая на ЧерМК (она в пять раз меньше пятой и почти в три раза меньше четвертой), она вполне заслуживает эпитета удаленькой. При своих габаритах печь очень производительна — по ее желобу в сутки вытекает больше трех тысяч тонн, а за год эта цифра превышает миллион. Возраст печи ничуть не влияет на ее производительную «прыть», ведь она чувствует себя молодой изнутри, о чем постарались специалисты комбината. Круглые сутки собственно печь обслуживают всего 12 человек: шесть горновых, мастер, газовщик, гидравлик, водопроводчик, машинист шихтоподачи и машинист крана. «Мы стараемся возвращать на эту печь людей, которые работали здесь до остановки, — говорит Леонид Васильев. — Это очень ценные кадры, которыми нельзя разбрасываться. Ведь чтобы подготовить специалиста, требуется много времени — только обучение затянется на полгода. А подготовка мастера занимает несколько лет — слишком велика ответственность».

О том, что в доменном цехе праздник, понимаешь по запаху краски. Указатель на отворотке к печи № 1 ярко­красными буквами по ослепительно желтому фону информирует о том, куда вы попали. Когда мы приехали на встречу с печью, для ковша на колесах, который стоит здесь на правах памятника (в августе 1955 года на нем вывезли первый череповецкий чугун), устраивали баню — двое рабочих поливали ковш из шланга. Металлурги чтут свою историю, и подобные процедуры здесь проводятся регулярно, дабы фамилии мастера доменного цеха Сапожникова и старшего горнового Дроздова, которые больше полувека назад выдавали первый чугун, не затерялись в безвременье. Фамилии, которые войдут в историю комбината после нынешней задувки, уже известны — в момент нашего появления их носители спокойно занимались свои делом, пока мы не отвлекли их просьбой сказать пару слов для потомков.

Помещение, где расположен центральный пульт управления, напоминает космический корабль, который готовится к полету. Несколько десятков человек в рабочих робах и цивильных костюмах заняты своим делом. Одни шпаклюют стены, другие налаживают электронику, третьи присели на уголок стола с чертежами и графиками. И хотя у каждого свои заботы, явственно ощущается одна общая эйфория. Современные плоские мониторы висят на стене и показывают разные уголки цеха — зрелище напоминает отечественное кино про производство.

О том, что такое задувка и как это выглядит, нам объясняет мастер доменной печи Павел Колесов, на чью долю выпадет «чиркнуть спичкой». Впрочем, никакой спички для задувки печи не потребуется, хотя имеются дрова, уже подвезенные из цеха лесопиления и сложенные в восьми-метровую поленницу. Дерево полыхнет само собой под воздей­ствием горячего дутья, которое будет подано нажатием одной­единственной кнопочки. Ее, неприметную, и показал нам Павел Колесов. Первый чугун печь даст уже спустя пару суток, но то будет «первый блин комом», требующий дополнительной очистки (мастер Колесов назвал его «густым и вязким»). Настоящий, передельный, чугун выйдет из нее после раздувочного периода, который продлится приблизительно два месяца.

В смене, когда домну задуют, будет работать бригада старшего горнового Василия Полюцкого, на днях занесенного на Доску почета. На экзамене по химии в десятом классе курскому пареньку, грезящему морем, достался вопрос о доменном производстве. Василий давно для себя решил, что моряку химия наука лишняя, и учил через пень колоду. Однако на четверку вытянул. После окончания ленинградской мореходки Полюцкий попал в Череповец на практику, где снова оказался после армии. Друг пригласил на завод, расписав перспективы. Сегодня горновой Василий Полюцкий признается, что поначалу шел сюда за хорошей зарплатой и квартирой. А потом сердцем прирос. В цехе он известен не только как отличный горновой, но и педагог высшей пробы. Обучает молодых, воспитывает смену, помогает словом, делом и советом. Оказывается, здесь не только чугун от шлака отделяют, но и людей, способных к работе, на домне от остальных. «Профессия горнового — не только физически тяжелая. Это ведь не только отбойником или кувалдой махать, тут думать надо, — говорит Василий Васильевич. — Не всем эта профессия под силу. Из десяти новичков лишь несколько остаются. Мне месяца достаточно, чтобы понять, надолго ли человек у нас или до первой зарплаты».

Его ученик Николай Мальцев, горновой шестого разряда, на работе зовет учителя по имени-­отчеству. «Люди из нашей бригады снова собираются вместе, и это не может не радовать, — говорит Николай. — За восемь лет, что я здесь работаю, печь и коллектив успели стать родными, и временную разлуку я переживал довольно тяжело. Всегда приятно вернуться к своей «малышке». Малышкой он зовет печь № 1. Жена к ней не ревнует, потому что сама работает здесь же — на загрузке.  

На десерт нам показали саму печь. Вокруг виновницы сегодняшнего торжества кипит работа по закладке березовых дров в ее нутро — рабочие, как моряки на подлодке, прыгают в узкое круглое отверстие, которое служит временным входом в печь. За березками останется загрузить кокс с шихтовкой, и печь будет готова к задувке.

Сергей Виноградов, Речь, 17.07.2009
 
Оцените статью
(0 голосов, средний балл: 0 )

Череповецкая автоколонна № 1456 переодела водителей в Дедов Морозов

Череповецкая автоколонна № 1456 переодела водителей в Дедов Морозов С сегодняшнего дня на ряде маршрутов муниципальной автоколонны за рулем автобусов можно наблюдать Де...

На улице Вологодской таксист сбил пешехода

На улице Вологодской таксист сбил пешехода Происшествие случилось сегодня в 6.22 на улице Вологодской, 29.51-летний водитель на машине такси "Р...

Художник по свету Игорь Кармазиков: "Один луч света может разрешить вопрос жизни и смерти, заменить собой огромный текст"

Художник по свету Игорь Кармазиков: Камерный театр посещает все больше людей, и искусство, бывшее когда-то элитарным, становится народны...

Экономия за ваши деньги

Экономия за ваши деньги До 1 января 2012 года все череповецкие квартиры должны быть оборудованы индивидуальными приборами уч...

Как правильно искать работу

Как правильно искать работу Мы довольно часто обращаемся к теме трудоустройства, раскрывая суть мер по борьбе с безработицей, пр...

Хоккеисты «Северстали» проиграли в Хабаровске

Хоккеисты «Северстали» проиграли в Хабаровске Хабаровский "Амур" сегодня выиграл у череповецкой "Северстали" домашнюю игру в рамках регулярного че...