Череповец OnLine

Шрифт
  • Увеличить
  • Обычный
  • Уменьшить
Череповец Интервью Насколько жизнеспособен малый бизнес Череповца

Насколько жизнеспособен малый бизнес Череповца

Печать

Безусловно, мы понимаем, что городской бюджет не может напрямую выделять малому бизнесу «подъемные» в виде стартового капитала или налоговых «каникул». Первое будет расценено как нецелевое расходование бюджетных средств; второе — как популизм, грозящий существенно опустошить казну, и без того испытывающую трудности с наполнением. Задача городских властей — создать благоприятные условия для развития малого бизнеса. Как она решается в Череповце? Об этом наш разговор с заместителем председателя городской Думы Андреем Подволоцким, возглавляющим в Думе постоянную комиссию по законодательству, правопорядку и местному самоуправлению.

— Андрей Генрихович, какие конкретные решения с начала года приняты депутатами городской Думы по поддержке малого и среднего бизнеса в Череповце?
— Если говорить только о решениях городской Думы, то в первых числах марта принято решение о снижении единого налога на вмененный доход до уровня 2008 года. С такой просьбой обратились предприниматели города, мотивировав ее тем, что доходность в 2009 году в связи с кризисом резко упала. Решение далось очень непросто, потому что доходная часть городского бюджета и так сегодня минимальна. Урезать ее еще, пусть и на не очень большую сумму, — для этого нужны были веские основания, необходимо было все хорошо просчитать. Да, мы снижаем налоги, но это позволит части предпринимателей удержать свой бизнес, не сократить людей, работающих на них, а значит, бюджет получит свою долю от подоходного налога, начисленного на заработную плату этих работников. Плюс мы получаем косвенные доходы в виде снижения расходов на трудоустройство этих людей и т. п. Вдобавок город приостановил действие Положения о размещении временных объектов, прекратив, таким образом, снос павильонов, не отвечающих установленным требованиям, разрешив им работать.

— Доля малого бизнеса в экономике Череповца составляет не более 12 %. В развитых западных странах она достигает 40 %. В чем причина, на ваш взгляд, подобного положения в нашем городе? Является ли это следствием зависимости экономики Череповца от благополучия градообразующей «Северстали»? Или череповчане инертны в плане стремления создать соб­ственное дело?
—  Причин много, и дело не столько в инертности череповчан или зависимости экономики города от благополучия  «Северстали», хотя и они имеют место быть. Мы ведь не на острове живем, да и показатели у нас в городе, скромно говоря, не самые худшие в России. В странах, о которых вы говорите, малый бизнес существует не одну сотню лет и давно стал привычной частью экономики государств и жизни людей. Поколениями отработанные законы, правила, отношения бизнеса, людей и власти. У нас же эти процессы были не просто прерваны на 70 лет, а уничтожены и развеяны до основания. Вспомните, всего 25 лет назад была уголовная ответственность за «нетрудовые доходы», каковыми признавались практически любые, кроме доходов от своего места работы на государственном предприятии. Так что если взглянуть с этой точки зрения, то темпы роста малого бизнеса у нас очень даже неплохие. Не надо забывать, что мы все еще живем в эпоху перемен, поэтому и развитие малого бизнеса до уровня развитых западных стран — это только одна из множества задач, которые стоят перед государством и обществом.

— Как в Череповце решается проблема предоставления приоритетного права выкупа арендуемых помещений малым и средним бизнесом? Не запоздало ли российское правительство с этой мерой поддержки, если учесть, что распродажа имущества (приватизация) идет с 1991 года, а закон о приоритетном праве появился лишь в 2008 году?
— Нормально решается. Все предприниматели, подпадающие под действие этого закона, уведомлены о том, что имеют преимущественное право выкупа арендуемых помещений. С ними проведены встречи, на которых им был полностью разъяснен порядок такого выкупа, включая порядок предоставления и сроки рассрочки платежа. Составлен график выкупа, в общем, процесс идет. Что касается второй части во­проса, то отвечу риторически — а когда оно не запаздывало? Насколько мне известно, соответствующие поправки к законодательству о приватизации обсуждались на протяжении последних десяти лет и вызывали большие споры. Вспомните: в то время в стране приватизировались не только подвальные и встроенно­пристроенные помещения, как сейчас, а целые комплексы имуще­ства — дома отдыха, пансионаты, гостиницы и другие объекты, за которые можно и нужно было получить хорошие деньги. Преобладала точка зрения, что если принять такое решение, то имущество просто разворуют через заключение договоров аренды по блату, за откаты и т. д. Аукцион — вещь более прозрачная: побеждает тот, у кого больше денег и желания. Сегодня ситуация на рынке изменилась и крупных объектов почти не осталось. Большому бизнесу уже неинтересны те небольшие кусочки собственности, которые остались на рынке, вот и сделан жест в сторону малого бизнеса, арендующего эти помещения уже длительное время.

— Чтобы открыть свое дело, нужны две составляющие: стартовый капитал и помещение. И то и другое в Череповце в огромном дефиците. Каким здесь может быть содей­ствие местной власти?
— Только одним, указанным в законе: мы содействуем организациям и ассоциациям, объединяющим предпринимателей, и помощь можем оказывать только через них. Мы тесно сотрудничаем с Торгово­промышленной палатой города, в Череповце существует НП «Агентство городского развития», которое занимается развитием малого бизнеса. В структуре агентства есть бизнес­инкубатор, который помогает начинающим предпринимателям спланировать свой бизнес и оформить его правильно. Там же помогут решить вопросы и со стартовым капиталом, и с помещением. Только не надо думать, что стоит туда обратиться, как вам все выдадут. Нет, вам помогут оформить идею и рассчитать прибыльность. А деньги на развитие этой идеи, как и во всем мире, вам дадут банки или венчурные фонды, если вы их убедите в прибыльности вашего дела. Возможна и поддержка агентством в виде грантов, но сегодня у города и области нет таких средств. Недавно конкурсная комиссия Минэкономразвития РФ, оценив действия нашей области в сфере развития малого бизнеса, приняла решение о выделении областному бюджету субсидии из федерального бюджета в размере более 114 миллионов рублей. Эти деньги будут направлены на гранты для предпринимателей, начинающих свое дело, на покрытие процентных ставок по кредитам, взятым предпринимателями, и др. Надеемся, что и череповецкие предприниматели получат часть этих средств.

— Андрей Генрихович, одно время в Вологодской области проводилась акция в поддержку местных товаропроизводителей. Это не было требованием покупать только свою продукцию: хлеб, молоко, мясо, алкогольную продукцию, воду, трубы для прокладки инженерных сетей в сфере ЖКХ… Скорее, это взывание к патриотизму. Так мы сохраним рабочие места и налоги для горожан и города. Вы разделяете эту точку зрения или подобные призывы считаете квасным патриотизмом?
— А что плохого в патриотизме? Любовь к Родине, большой или малой, не может быть «квасной» или «кисельной», она просто есть или ее нет. Только не надо, на мой взгляд, пытаться взывать к патриотическим чувствам людей для решения своих узких проблем. У любого продукта есть два привлекающих покупателя свой­ства: это качество и цена. Если наши местные продукты по этим показателям хуже, то вопрос о патриотизме производители должны задать в первую очередь себе. А вот если речь идет о равных по цене и качеству товарах, тогда я действительно выберу родной продукт, потому что знаю: налоги от производителя этой распрекрасной продукции идут в нашу казну, а не соседнему дяде. Я уж не говорю о той ситуации, когда наши продукты по всем показателям лучше. Почему­то наши вологодские производители молочных продуктов о патриотизме даже не заикаются, а мы отдаем предпочтение им.

— В прошлом году мы все стали свидетелями стремительного роста экономики Китая, продукция которого занимает чуть ли не все жизненное пространство сектора малого бизнеса. Посуда, керамика, новогодние игрушки, текстиль, трикотаж, бытовая техника и прочее — все китайского производства. Значит ли это, что наш малый бизнес нежизнеспособен, не обладает должной степенью конкурентоспособности? Или проблемы в другом? Каковы, на ваш взгляд, перспективы малого бизнеса Череповца с учетом современных реалий и оказываемой ему поддержки городских властей?
— Я не востоковед и не экономист, поэтому вряд ли могу объективно рассуждать о причинах экономического роста Китая. Могу лишь предположить, что такой бурный рост связан с громадным количес­тво очень дешевой рабочей силы, которую почти негде приложить, кроме как дав возможность производить все, что только можно, заплатив минимум налога. Плюс отсутствие строгих технических и санитарных норм и правил, а также отсутствие контроля за их соблюдением. Вот и началось массовое производство дешевой продукции практически в каждой деревне. В результате сегодня во всем мире слово «китайский» является синонимом низкого качества или подделки. Нужен ли нам такой рост? Надо отметить, что появились и обратные примеры: крупные мировые бренды разместили в Китае свое производство и, контролируя качество, добиваются неплохих результатов. У нас несколько другой путь. Наши граждане не готовы работать за гроши, а рабочей силы не так уж и много. Даже сегодня, во время кризиса, безработица в городе чуть превышает 3 %. Плюс у нас довольно жест­кие санитарные и технические нормы, а также разветвленная федеральная сеть различных контролирующих органов, которая ставит производителей в довольно тесные рамки. Торговать сегодня проще, чем производить, да и затрат меньше. Поэтому в развитии нашего малого бизнеса пока преобладает торговля, а производство несколько отстает. А коль сами производим мало, то и торгуем чужим — китайским, турецким. Вот здесь бы государ­ству задуматься и простимулировать небольшие производства, сделать их выгодными. Иначе так и будем в нашем лесном краю покупать деревянные скалки и разделочные доски импортного производства. Рассуждать о перспективах малого бизнеса в Череповце сейчас не самое удобное время, хотя понятно, что в целом его ждет только рост. Что делается в городе и области для под­держки малого бизнеса сейчас — я уже говорил. Уверен, что мы будем продолжать изыскивать и другие возможности и формы помощи, но, как говорится, на бога надейся, а сам не плошай. Времена настали тяжелые, и обязательно будут потери, падения, но будут и взлеты, потому что кризис — это переломный момент в больной экономике, после которого обязательно наступит выздоровление и обновление.

Татьяна Ковачева, Речь, 31.03.2009
 

Лучшие химики области получили награды из рук Губернатора

Сегодня в Череповце состоялось торжественное собрание коллектива АО "Апатит", посвященное подведению...

В «Октябрьском» арестовали имущество несмотря на решение о мировом соглашении

В «Октябрьском» арестовали имущество несмотря на решение о мировом соглашении Судебные приставы Череповецкого района 25 декабря арестовали имущество сельхозпредприятия "Октябрьск...

Соцвыплаты в банке «Северный кредит» получало минимальное число череповчан

Соцвыплаты в банке «Северный кредит» получало минимальное число череповчан По информации регионального отделения Фонда соцстрахования, проблемы вологодского банка "Северный кр...

В Череповце дети расскажут о культуре и обычаях разных народов

В Череповце дети расскажут о культуре и обычаях разных народов В Череповце открылся детский фестиваль-конкурс национальных культур "Вместе". Областной фестиваль пр...

В Череповце новый дом военных погряз в мусоре

В Череповце новый дом военных погряз в мусоре Мусорные контейнеры у дома N 114 по Советскому проспекту не вывозятся, а бытовые отходы разлетаются ...

Хоккеисты «Северстали» проиграли первый матч сезона

Хоккеисты «Северстали» проиграли первый матч сезона Череповецкая "Северсталь" сегодня в первом матче регулярного чемпионата КХЛ в Ханты-Мансийске в овер...