Череповец OnLine

Шрифт
  • Увеличить
  • Обычный
  • Уменьшить
Череповец

Перемены в высшей школе продолжаются

Печать

«Госы» или тесты?


Проблем в системе высшего образования накопилось достаточно много. Это признают не только независимые эксперты, но и сами представители вузов: необъективные оценки знаний выпускников, низкое качество образования и нежелание вчерашних студентов, отучившихся на бюджетной форме, работать по специальности. Вот уже на протяжении нескольких лет Министерство образования и науки РФ предпринимает попытки реанимировать высшую школу, но, по мнению некоторых экспертов, иногда в своих благих попытках бросается из крайности в крайность. Чего стоит только наделавшее шума заявление о возможной отмене степени кандидата наук! Впрочем, многие из предложенных проектов находят положительный отклик у общественности.

Наиболее бурно сейчас обсуждается предложение отказаться от привычной схемы проведения госэкзаменов для студентов: в министерстве уже не раз высказывали сомнения по поводу достоверности и объективности нынешней формы итоговой аттестации. Предполагается, что на смену нынешним «госам» придет государственная итоговая аттестация бакалавров, базирующаяся на шести основных предметах любой бакалаврской программы. Ее разработка уже ведется в рамках федеральной программы развития образования на 2011 — 2015 годы. Бакалавры смогут проходить итоговую аттестацию в независимых центрах тестирования, создаваемых Рособрнадзором. Первые площадки появятся в трех регионах: Иркутской, Ульяновской и Пензенской областях. Создание подобной независимой аттестации в магистратуре пока не предполагается из-за наличия большого количества магистерских программ. Скорее всего, их дипломные работы будут проверять на «плагиат».

Финансирование «частников»


А вот законопроект, регламентирующий порядок бюджетного финансирования негосударственных вузов и принятый Госдумой в третьем, окончательном, чтении, был принят вполне лояльно, как в государственных учреждениях, так и в частных. Еще не до конца ясно, из каких источников будут выделены средства для финансирования негосударственных вузов и какими будут критерии отбора. Возможно, обязательным условием станет размещение на сайте вуза данных по приему: приказов о зачислении, баллов ЕГЭ, с которыми зачислен тот или иной абитуриент, программ преподавателей, а также сведений о наличии в штате преподавателей, имеющих научные работы. Ясно одно: рассчитывать на бюджетные средства сможет только ограниченное количество частных вузов — самые лучшие. Количество направлений, по которым будут выделены бюджетные места, также ограничено. В их число войдут «Естественные науки», «Образование и педагогика», «Экономика и управление», «Сфера обслуживания», «Гуманитарные науки», «Социальные науки» и «Информатика и вычислительная техника».

Контракт для «бюджетников»


Идея возврата к системе распределения выпускников вузов периодически обсуждается представителями российской общественности. Так, еще в октябре этого года с подобным заявлением выступил директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонид Рошаль. По его словам, только обязательное распределение для студентов-медиков сможет решить вопрос нехватки кадров в сельских клиниках. Впрочем, ситуация с катастрофической нехваткой молодых специалистов существует не только в сфере здравоохранения. Говорят о «голоде» на молодых учителей, воспитателей, инженеров...

По словам Дмитрия Медведева, к директивному распределению студентов после окончания вузов, как это было в СССР, Россия уже не вернется. В то же время обучающиеся на бюджетной форме должны заключать контракт. Речь идет о том, чтобы в течение трех — пяти лет выпускник отработал по контракту. Президент добавил, что уволиться можно в любой момент, хоть на следующий день, но в таком случае нужно будет оплатить свое образование.

И если студентов такое заявление вряд ли обрадовало, то многие ректоры его поддержали. Человек, получивший высшее образование за счет государства, но работающий не по специальности, должен вернуть государству затраченные на него средства налогоплательщиков.

Кандидатов не будет?


Все мы помним, насколько горячо обсуждался переход России на болонскую двухуровневую систему: бакалавриат и магистратура. Окончательно это произошло в сентябре этого года, когда специалитет остался лишь на некоторых факультетах, например переводческом. По мнению специалистов Министерства образования, такая система лучше всего отвечает потребностям рыночной экономики, в которой рынок труда предъявляет особые требования к гибкости и мобильности рабочей силы. Среди недостатков — необходимость соответствия российской и европейской систем присвоения научных званий. Так, в ноябре было предложено упразднить степень кандидата наук из-за того, что в Европе такого научного звания попросту нет. Там лестница научных званий выглядит несколько иначе: бакалавр, магистр и доктор. Сейчас, правда, речь идет об упразднении кандидатских диссертационных советов, которые либо прекратят деятельность в ближайшие два года, либо должны будут прийти в соответствие с новыми требованиями, усилив качественный состав. По мысли Минобрнауки, эти изменения должны обеспечить прозрачную аттестацию научных кадров и большую ответственность диссертационных советов за свою работу.

Проектов не счесть


Предложений, которые высказываются в министерстве, довольно много. Это означает, что реформирование высшей школы продолжится. Проекты поступают на рассмотрение общественности практически каждую неделю.

Уже сейчас Министерство образования и науки разработало механизмы, позволяющие школьникам учиться в вузах с 9 класса. Предполагается, что отбирать одаренных детей будут сами вузы с помощью специально разработанных тестов по новым методикам. После того как школьник пройдет отбор, университет разработает индивидуальный учебный план, соответствующий способностям ученика, выбранному академическому направлению и ожиданиям от курса. По итогам прохождения каждого из разделов школьники должны будут сдавать экзамены вузовским педагогам.

Программа была запущена в тестовом режиме в начале этого года. К ней уже подключились шесть федеральных (по территориальному признаку) и 12 научно-исследовательских (по академическому направлению) вузов.

Но если это предложение было воспринято с пониманием, то заявление министерства о необходимости перевести учебные заведения на новую систему финансирования, при которой объем средств, выделяемых вузам, будет зависеть от среднего балла абитуриентов, не пришлось по душе. По словам Андрея Фурсенко, целесообразнее оставить только крупные подразделения с высоким уровнем абитуриентов, а не раздувать количество филиалов, готовых принять любого троечника. По мнению противников этой инициативы, вместо повышения качества уменьшится доступность высшего образования, ведь сокращение объемов финансирования непосредственно скажется на численности вузов.

Из недавних нововведений, уже принятых Советом Федерации, — закон, который заметно упрощает процедуру признания документов об образовании и ученых степенях, выданных за границей. Закон вступит в силу с 1 февраля 2012 года. Правда, сделать обратный шаг и облегчить для наших специалистов процедуру признания зарубежные правительства не спешат...

Марина Белая, корреспондент газеты «Речь»

Говорят руководители череповецких вузов


Петр Наумченко, директор череповецкого филиала Современной гуманитарной академии:

- Да, на госэкзамене может элементарно повезти, либо преподаватель может сориентировать студента, в то время как при тестировании студент находится один на один с машиной и отвечает на множествовопросов, что позволяет более глубоко оценить знания студентов. У нас в вузе вся промежуточная аттестация уже проходит в электронном виде, и я это приветствую. Но чтобы перейти на новые формы итоговой аттестации, необходимо понимать, что это должно быть оправдано, апробировано в ряде вузов, а результаты вынесены на обсуждение совета ректоров вузов и общественности.

Что касается введения бюджетных мест в частных вузах, я только приветствую это решение: дополнительная конкуренция среди государственных и негосударственных учреждений значительно поднимет планку по качеству подготовки выпускников. К тому же, если судить по результатам проверок остаточных знаний студентов, то зачастую показатели тех, кто учится в частных вузах, выше. Я думаю, что если человек отучился на бюджетной основе, но работать по специальности не пошел, то государство вправе частично взыскать средства, затраченные на обучение. Несколько лет назад, когда мы только входили в так называемое «болонское соглашение», многие представители вузов пытались доказать, что бакалавр соответствует уровню среднего специального образованию. Сейчас уже никто не возмущается, двухуровневая система обучения стала общепринятым явлением. Многие получают кандидатскую степень для престижа. Нужны ли они государству?

Анатолий Саванович, и. о. директора череповецкого филиала Университета Российской академии образования:

- Я слышал о намерении государства сократить число советов по защите кандидатских диссертаций и привести систему учета уровней высшего профессионального образования в соответствие с принятыми в европейских странах и США системами. Но если рассуждать логически, то получится, что фактически по всем параметрам европейский доктор PhD (аналог нашей степени доктор наук) и российский кандидат наук — понятия тождественные. Тогда возникает законный вопрос: а где же место российскому доктору наук? Что касается возможности ввести тестирование для выпускников вузов, главное — понять, насколько это способно удовлетворить спрос работодателя. Мы знаем, что успех решения теста замыкается на систему тренировок, из чего следует снижение уровня и качества подготовки выпускника к самостоятельной деятельности. В этом случае имеет смысл изучить опыт входного контроля работодателем качества подготовки претендента, уже имеющего диплом о высшем образовании, на замещение вакансии. В частности, с инициативой введения квалификационного экзамена на право называться юристом выступает Ассоциация юристов России (АЮР). На практике это уже реализуется в юридическом сообществе. Претенденты в судьи и адвокаты сдают обязательный квалификационный экзамен. Сторонники перехода на болонскую систему отмечают, что это значительно увеличит мобильность наших выпускников. Но на данный момент законодательство не поспевает за изменениями: через три — три с половиной года бакалавры выпустятся, а их до сих пор нет в классификаторе перечня кадровиков.
 
Дмитрий Афанасьев, ректор Череповецкого государственного университета:

- Вспоминая, как тяжело обществом и профессионалами образования было встречено внедрение ЕГЭ в средних школах, думаю, что идея нуждается как минимум в детализации и обсуждении. Новые стандарты высшего образования требуют от выпускников развития компетенций, тесты проверяют почти исключительно знаниевую компоненту. Поэтому, скорее всего, тестами будут проверяться только базовые общеобразовательные дисциплины, преподаваемые в вузах.

Что касается возвращения распределения студентов-бюджетников, определенный смысл в этом есть: если государство вложило бюджетные средства в специалиста, то оно вправе рассчитывать, что специалист вернет их, работая по полученной специальности. Но даже при плановой экономике и обязательном распределении выпускников вузов достичь такого баланса не удавалось. Мне кажется, более эффективны другие инструменты, позволяющие с успехом трудоустраиваться после окончания обучения по полученной профессии. Это целевой набор, это выплата подъемных, это соглашения с работодателями. Отмена кандидатской степени — это пустые слухи, опровергнутые Министерством образования и науки. Скорее всего, будут упразднены кандидатские диссертационные советы. Согласование российской системы высшего образования с международной теоретически должно уравнять наших выпускников с зарубежными, упростить признание дипломов и возможность продолжения образования за границей. Но полностью итоги перехода на болонскую систему мы оценим лет через 15 — 20.

Святослав Бойко, директор череповецкого филиала Санкт-петербургского государственного инженерно-экономического университета:

- Форму отчета итоговой аттестации, наверное, надо менять, и я сторонник тестов, потому что они могут определить знания по ключевым понятиям. Главное в обучении — дать не определенную сумму знаний, а метод и методологию знаний, чтобы студент мог научиться извлекать их самостоятельно. Но прежде чем что-то ввести окончательно, необходимо апробировать в отдельных группах и вузах, чтобы потом не корректировать и не исправлять недочеты. К тому же не должно получиться «натаскивания», которое происходит сейчас в школах при подготовке к ЕГЭ.

Возвращать систему распределения надо, потому что многие студенты идут работать на предприятия, которые не участвуют в бюджетировании. С одной стороны, для выпускников будут определены рабочие места. С другой — государство получит компенсацию, если выпускник не пойдет работать по специальности. Мне кажется, в переходе на болонскую систему есть и положительные, и отрицательные моменты. Прежде всего, образовательную программу надо отдать на откуп самому вузу. Что сейчас происходит — бакалавры начинают изучать «теорию менеджмента» на I курсе, не зная основных философских и социологических понятий. Приходится останавливаться, раскрывать, что является нерациональной тратой времени. В то же время нельзя слепо заимствовать, заниматься идолопоклонничеством, словно мы рыба второго сорта; в каждой стране есть определенная ментальность, традиции, склад характера. Что-то нужно менять обязательно, но методику необходимо тщательно разрабатывать, оптимизировать.

Газета «Речь», 06.12.2011
 
Пользователи : 435916
Статьи : 42004
Просмотры материалов : 26597489